Желтогорлая мышь
Желтогорлая мышь (Apodemus flavicollis Melch.,1834) – типичный представитель европейской фауны грызунов. Основная часть ареала вида находится в Центральной и Восточной Европе и приурочена к неморальной растительности. Имеется много данных посвященных истории динамики ареала желтогорлой мыши на территории западной и восточной Европы (Мотузко, 2007; Kowalski, 2001; Filippucci etal., 2002; Michaux et. al, 2004; Michaux et. al, 2005; Jeannet, Mein, 2016 и др.). При этом история динамики ареала и его современное состояние на восточном пределе распространения вида недостаточно изучена. Целью данной работы было изучение морфологии моляров желтогорлой мыши из голоценовых отложений Среднего Урала в сравнении с современными животными из популяций с восточного края и центральной части ареала для решения вопроса о современном распространении и его динамики на Северо-восточном пределе распространения вида.
В работе использовался рецентный материал из центральной части ареала желтогорлой мыши (Украина), из популяции на восточном пределе современного распространения (Башкортостан), из самой северо-восточной точки современного распространения (Нижнеиргинская дубрава), а также голоценовый материал из отложений Грота Нижнеиргинский. Для сравнительного анализа морфологии голоценовых и современных моляров желтогорлой мыши использовали комплекс неметрических признаков и стандартные линейные промеры. Для анализа распространения вида на территории Уральского региона в плейстоцене – голоцене были обобщены обширные литературные данные (рис.1).
В результате анализа морфотипических и размерных характеристик моляров показано, что популяции восточного предела распространения желтогорлой мыши обладают морфологической спецификой, и отличаются от таковых из центральной части ареала. Моляры из голоценовых отложений с территории Среднего Урана напротив морфологически сходны с популяциями из основной части ареала данного вида. Показано что средние значения длины первого нижнего и первого верхнего моляров желтогорлой мыши с территории Урала превосходит по размерам особей данного вида из других частей ареала. Так же для территории Уральского региона можно отметить, что современные и голоценовые моляры желтогорлой мыши крупнее плейстоценовых. Такая закономерность также была ранее отмечена для центральной Европы (Michaux, Pasquier, 1974; Jeannet, Mein, 2016). При этом размеры плейстоценовых образцов Урала и Центральной Европы сходны (рис. 2).
Формирование ареала желтогорлой мыши на территории Западной Палеарктики после последнего ледникового максимума происходило из Балканского рефугиума (Michaux et. al, 2004). Редко, но регулярно вид начинает встречаться в центральной Европе в позднем плейстоцене – раннем голоцене (Storch 1978; Storch 1976). И в раннем голоцене также встречается уже на Южном Урале (Yakovlev etal, 2006; Kuzminaetal, 2016). Это указывает на быстрые темпы расселение желтогорлой мыши из ледникового рефугиума (Michaux et. al, 2004; Khilova,Horachek, 2017). В локальном масштабе на Урале такой сценарий подтверждается молекулярно-генетическими исследованиями. Современные популяции оказались очень близки и попадают в Балканскую кладу (Yalkovskayaetal., 2018).
Позднее в связи с сокращением ареала желтогорлой мыши, которое было вызвано сокращением территории распространения неморальной флоры, популяция из Нижнеиргинской дубравы была изолирована, что привело к формированию морфологических отличий от особей данного вида из основной части ареала, т.е. на формирование специфического морфооблика популяции из Нижнеиргинской дубравы мог сказаться эффект изоляции. О специфичности данной популяции также свидетельствуют результаты молекулярно-генетических исследований, указывающие на отличия популяции из Нижнеиргинской дубравы от других популяций восточной части ареала желтогорлой мыши (Yalkovskayaetal., 2018).
Zykov S., Izvarin E. Variations in dental morphologies of yellow-necked mouse (Apodemus flavicollis Melchior, 1834) from Nizhneirginsky Grotto sediments (Middle Urals) in a phylogeographical context// Quaternary International. 2020. V. 546. P. 152-159.
Источники финансирования работы: работа выполнена в рамках государственного задания Института экологии растений и животных УрО РАН Академия наук и при поддержке РФФИ (проекты № 18-34-00270 и 19-04-01008).