С помощью тетрациклиновой метки проведена оценка дистанций расселения мышевидных грызунов и их способности к преодолению разнообразных препятствий в урбанизированной среде (на примере г. Екатеринбурга). Максимальная дистанция перемещения для малой лесной мыши (Sylvaemus uralensis Pall.) составила 3000 м по прямой, для рыжей полевки (Clethrionomys glareolus Schr.) – 2030 м. Обнаружено, что малые лесные мыши способны успешно пересекать разные типы ландшафтных неоднородностей (просеки, пустыри, дороги, городская застройка)
Определены максимальные дистанции передвижений мышевидных грызунов в лесных массивах городской черты с учетом возможного барьерного эффекта некоторых элементов данного типа ландшафтов. Приманка с биомаркером разбрасывалась на площадке размером 120×120 метров в Юго-Западном лесопарке г. Екатеринбурга. Для повышения эффективности мечения процедуру повторяли несколько раз в течение периода интенсивного расселения сеголеток. Отлов зверьков проводился через 3–5 недель в точках, удаленных на 150–3000 м в разных направлениях от площадки мечения.
Обнаружено, что дистанция расселения малой лесной мыши (Sylvaemus uralensis Pallas, 1811) больше, чем у рыжей полевки (Clethrionomys glareolus Schreber, 1780). Выявленная дальность перемещения рыжей полевки (2030 м) стала наибольшей из известных для этого вида (рис. 1).
Рисунок 1 – Теоретическая вероятность и эмпирические частоты обнаружения меченых зверьков двух видов на различных дистанциях от площадки экперимента
Установлено, что мелкие несинантропные грызуны, обитающие в зеленых зонах города, способны передвигаться на дистанции до трех километров, несмотря на обилие ландшафтных элементов, которые потенциально могут быть барьерами – просеки, пустыри, дороги, городская застройка. Свойства территории оказывают сильное воздействие на ход расселения и пространственную структуру популяций. Выяснилось, что барьерные элементы ландшафта могут вызывать повышение локальной плотности животных за счет скапливания мигрантов перед препятствиями. Поэтому в некоторых случаях наблюдаемая высокая численность мелких млекопитающих может быть не следствием повышенной несущей способности (ёмкости) местообитания, а результатом миграционной активности зверьков в сочетании с особенностями ландшафта, что необходимо учитывать в экологических исследованиях.