2014-50-1

2014
Направление:
50 "Биология развития и эволюция живых систем"

Совместно с зарубежными учеными проведено комплексное изучение наиболее древней (45 тыс. лет назад) кости современного человека, обнаруженной в Западной Сибири. Установлено, что усть-ишимский человек был генетически ближе к современному населению Евразии и представляет одну из ранних волн заселения этой территории.

Обобщены результаты комплексного палеогенетического, палеоантропологического, палеоэкологического и изотопного изучения ископаемой бедренной кости человека современного физического вида с реки Иртыш в Западной Сибири. Эта находка получила название Усть-Ишимский человек – по месту обнаружения. Уникальность находки заключается в трех аспектах. Во-первых, это наиболее древняя кость современного человека за пределами Африки и Ближнего Востока, для которой получена прямая радиоуглеродная дата. Во-вторых, в кости прекрасно сохранилась ДНК, что позволило провести ее анализ. В-третьих, это самая северная в мире находка остатков человека плейстоценового возраста (рис.).

Рисунок - Место находки, морфология и датировка кости Усть-Ишимского человека

В результате антропологического и изотопного анализов установлено, что кость принадлежала взрослому мужчине, погибшему в период времени между 43 000 и 47 000 лет назад, вероятно около 45 000 лет назад. Основной его пищей были наземные С3-растения и животные, которые питались такими же растениями, заметную роль играли пресноводные животные, вероятно, рыба. Анализ ДНК показал, что Усть-Ишимский человек генетически ближе к современному населению Евразии, а не Африки. Он принадлежал к группе людей, вышедших из Африки более 50 000 лет назад и позднее вымершей. В составе его ДНК, как и современных не африканцев, находится около 2% ДНК неандертальца. Она попала в геном современного человека в результате их скрещивания на Ближнем Востоке с неандертальцами после выхода из Африки. В составе генома Усть-Ишимского человека были обнаружены длинные участки ДНК неандертальца, что позволило впервые относительно точно определить время скрещивания современного человека и неандертальцев (60 000 – 50 000 лет назад). Усть-Ишимский человек не принадлежал ни к одной из современных рас Евразии. Он отделился от группы, вышедшей из Африки, до их разделения на монголоидов и европеоидов или одновременно с этим разделением. Удалось значительно более точно определить скорость мутаций у человека.

Как показывают палеоэкологические реконструкции, Усть-Ишимский человек пришел в Западную Сибирь в относительно теплый период времени – в 12-ое (по гренландской шкале) позднеплейстоценовое потепление. Экосистемы этого времени имели высокую продуктивность: относительно широкое распространение древесной растительности и высокая численность крупных травоядных млекопитающих – мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, лошадей, северных оленей, сайгаков. Природная среда Западной Сибири в это время была похожа на африканские саванны – обширные степи с небольшими рощами деревьев и пасущимися стадами мамонтов и копытных. Из хищников здесь обитали пещерный лев, малый пещерный медведь, бурый медведь, волк, росомаха, песец. Это обеспечило здесь благоприятные условия обитания человека.

X